2. Понятие "связанные стороны"
В годовой бюджетной (бухгалтерской) отчетности подлежит раскрытию информация как о количестве связанных сторон субъекта отчетности, так и об операциях субъекта отчетности со связанными сторонами. Стандарт не предусматривает раскрытия информации о связанных сторонах в составе промежуточной бюджетной (бухгалтерской) отчетности, за исключением отчетности, сформированной за последний отчетный год.
Под связанными сторонами субъекта отчетности понимаются юридические и (или) физические лица, на деятельность которых субъект отчетности способен оказывать влияние и (или) способных оказывать влияние на деятельность субъекта отчетности.
Перечень связанных сторон приведен в пункте 5 СГС "Информация о связанных сторонах".
Так, связанными сторонами субъекта отчетности являются:
а) аффилированные лица субъекта отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Понятие "аффилированные лица" определено статьей 4 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон N 948-1).
Аффилированными лицами признаются физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
Соответственно, к аффилированным лицам юридического лица в силу Закона N 948-1 относятся:
- член его совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления, член его коллегиального исполнительного органа, а также лицо, осуществляющее полномочия его единоличного исполнительного органа;
- лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное юридическое лицо (понятие группы лиц определено в статье 9 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ);
- лица, которые имеют право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица;
- юридическое лицо, в котором данное юридическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица.
Необходимо отметить, что Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования являются публично-правовыми образованиями и в соответствии со статьей 124 Гражданского кодекса Российской Федерации не относятся к физическим или юридическим лицам, следовательно, не могут рассматриваться с точки зрения СГС "Информация о связанных сторонах" в составе аффилированных лиц. Отнесение публично-правовых образований к аффилированным лицам привело бы к неопределенности в отношении учета таких лиц каждым юридическим лицом, относящимся к аффилированным лицам публично-правовых образований.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени публично-правовых образований в качестве лиц, приобретающих и осуществляющих имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступают органы государственной власти и органы местного самоуправления, которые также не следует рассматривать в качестве аффилированных лиц субъекта отчетности, в том числе по основаниям вхождения в группу лиц по признакам, определенным в статье 9 Закона N 135-ФЗ.
Вместе с тем, аффилированными лицами субъекта отчетности могут быть признаны, например, для автономного учреждения - члены его наблюдательного совета.
б) лица, которые являются заинтересованными в заключении субъектом отчетности сделок.
При отнесении юридических и (или) физических лиц к лицам, являющимся заинтересованными в заключении сделок, определение критериев заинтересованности осуществляется в соответствии со:
для автономных учреждений - статьей 16 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон N 174-ФЗ);
для бюджетных учреждений - статьей 27 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ).
К лицам, являющимся заинтересованными в заключении сделок, как правило относятся руководитель (заместитель руководителя) учреждения, члены наблюдательного совета автономного учреждения, иные лица в соответствии с действующим законодательством.
Как правило, сделки с заинтересованностью должны быть предварительно одобрены наблюдательным советом автономного учреждения, органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения.
Для казенных учреждений понятие сделки с заинтересованностью действующим законодательством не определено. Вместе с тем, с учетом обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, допускается применение правового подхода, в рамках которого понятие конфликта интересов, установленное статьей 27 Закона N 7-ФЗ, относится и к казенным учреждениям, например, при заключении ими государственных (муниципальных) контрактов.
в) лица, хозяйственные решения которых субъект отчетности на основании законодательства Российской Федерации, учредительных документов и соглашений имеет право определять или в принятии которых он может участвовать;
Например, по основаниям, указанным в статье 103 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", бюджетные (автономные) образовательные учреждения высшего образования имеют право быть учредителями хозяйственных обществ или хозяйственных партнерств.
Как правило, объем правомочий участников хозяйственного общества (партнерства) определяется пропорционально их долям в уставном (складочном) капитале общества (партнерства).
Следовательно, если бюджетное (автономное) учреждение имеет право определять и (или) принимает участие в хозяйственных решениях таких хозяйственных обществ или хозяйственных партнерств, информация о таких хозяйственных обществах или хозяйственных партнерств как о связанных сторонах подлежит раскрытию в бухгалтерской отчетности бюджетного (автономного) учреждения.
г) иные лица, имеющие право на основании законодательства Российской Федерации, учредительных документов и соглашений определять хозяйственные решения, принимаемые субъектом отчетности, или имеющие возможность участвовать в их принятии.
При рассмотрении всех возможных взаимоотношений между связанными сторонами следует учитывать экономическую сущность данных взаимоотношений, а не только их правовую форму
10.
Исходя из определения понятия "связанные стороны" при рассмотрении отношений между субъектом отчетности и связанной стороной необходимо учитывать способность связанной стороны оказывать влияние на деятельность субъекта отчетности. Например, факт присутствия в составе наблюдательного совета автономного учреждения физического лица, являющегося заместителем руководителя иного юридического лица, с которым автономное учреждение заключает сделку, не обязательно создает отношения между связанными сторонами.
Определение (или уточнение) перечня связанных сторон осуществляется субъектом отчетности ежегодно не позднее первого рабочего дня года, следующего за отчетным, на дату формирования годовой бюджетной (бухгалтерской) отчетности (на 1 января года, следующего за отчетным) или в случае реорганизации (ликвидации) учреждения на дату формирования его последней бюджетной (бухгалтерской) отчетности.
При этом в перечень связанных сторон также должны быть включены лица, которые являлись связанными сторонами субъекта отчетности на начало и (или) в течение отчетного периода, даже если на отчетную дату они уже не являлись его связанными сторонами.
Инструкцией N 157н, Инструкцией N 162н, Инструкцией N 174н, Инструкцией N 183н не предусмотрено отражение в коде синтетического (аналитического) счета планов счетов признака связанной стороны.
В тоже время пунктом 7 Инструкции N 191н, пунктом 9 Инструкции N ЗЗн предусмотрено составление бюджетной (бухгалтерской) отчетности в том числе на основе аналитических (управленческих) данных, сформированных в ходе осуществления субъектом учета своей деятельности.
Таким образом, формирование информации о перечне связанных сторон осуществляется на основании аналитического учета, обеспечиваемого при ведении бюджетного (бухгалтерского) учета. Правила (подходы, положения) ведения управленческого учета, а также формы документов, применяемых при ведении управленческого учета, определяются субъектом учета самостоятельно.
При этом в рамках правил документооборота, являющихся частью учетной политики, допустимо определить ответственных лиц и срок представления ими документов, содержащих аналитическую информацию о связанных сторонах, для ее раскрытия в составе бюджетной (бухгалтерской) отчетности.
Примерная форма перечня связанных сторон для формирования информации в целях составления годовой бюджетной (бухгалтерской) отчетности.
Состав
связанных сторон (субъекта отчетности) на 1 января _____ г. (образец)